Ярославское узорочье

Ярославль
1/21
ОПИСАНИЕ:

 

В этой поездке мы будем говорить об узорочье не как об архитектурном стиле, а как о богато декорированной красоте. Мы проследим историю развития архитектуры Ярославля на примере основных храмов города – посмотрим, как вытекали один из другого архитектурные мотивы, как усовершенствовалась технология и росло мастерство строителей.

Начнем путешествие с самого древнего из сохранившихся храмов Ярославля – Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. Монастырь был основан во второй половине XII века возле переправы через реку Которосль. Он выполнял оборонительные функции и являлся крупным религиозным и культурным центром. В подклете центрального Спасо-Преображенского собора хоронили ярославских удельных князей, среди которых было много выдающихся личностей. Существующий ныне собор был построен на фундаментах старого храма в 1506-1516 годах мастерами, присланными Великим князем из Москвы. Венецианские детали декора позволяют предположить, что строительством руководил итальянец, возможно, Иоанн Фрязин. Во время реставрации 1951-1959 годов храм был очищен от наслоений позднейшего времени. 

При Иване Грозном в Ярославле строили мало. Расцвет архитектуры начался в 1620-х гг., когда миновало смутное время и местное население стало богатеть. Церковь Николы Надеина стала первой в ряду более чем полусотни каменных храмов, возведённых посадскими людьми Ярославля в течение XVII столетия. Храм был построен на средства купца Надея Светешникова, одного из самых богатых людей Русского царства. По свидетельству современников, после завершения строительства новый каменный храм был «чудно украшен всякими лепотами». Существует легенда, согласно которой пол церкви устилала красноватая яшма «дорогой цены», якобы перенесенная тогда же по приказу царя Алексея Михайловича в Благовещенский собор Московского Кремля. В храме сохранились великолепные фрески, выполненные в 1640—1641 гг. костромскими мастерами.

Храм Рождества Христова – второй посадский храм, дошедший до наших дней. Его возведение было начато в 1636 году по заказу купцов Назарьевых. По сути, с этого момента началось бесконечное соревнование между купцами, а затем - и между посадами, в грандиозности и затейливости при строительстве храмов.  В архитектуре Рождественской церкви использованы совершенно необычные и уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве – эдакие персидские мотивы. Не потому ли, что от Ярославля до Персии – прямая дорога, вдоль по матушке-Волге? На этом храме мы впервые видим знаменитые ярославские изразцы, украшающие фасады крыльца и галерей.

 

Истоки русского изразцового ремесла связаны с древним Киевом X–XI веков, Старой Рязанью и Владимиром XII века, где археологами найдены первые керамические изделия с прозрачной многоцветной глазурью. В Ярославле расцвет производства изразцов пришелся на XVIII век. В храмовом зодчестве применялось три вида изразцов: терракотовые рельефные, муравленые рельефные, полихромные рельефные. Наиболее ходовым мотивом ярославских изразцов была цветочная розетка, популярны также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, заморские фрукты и ягоды.

Следующий храм на нашем пути – Никола Мокрый. Его изразцовый декор – настоящее буйство красок и сюжетов. Храм был построен в– 1672 годах, а в 1673 году расписан, предположительно, известным живописцем Гурием Никитиным. В конце XVII века фасады храмов были нарядно декорированы поливными цветными изразцами. Особенно выделяются наличники окон алтаря и широкие «скатерти» изразцов на фасадах притворов обоих храмов. Большую ценность также представляет кованная решетка паперти храма - уникальный образец русского прикладного искусства XVII века.

Храм Иоанна Предтечи в Толчковской слободе строился целых 16 лет, с 1671 по 1687 год. В строительстве принимали участие все жители слободы, деньги собирали «всем миром». Они очень хотели, чтобы их храм был лучше и больше, чем у соседей. И они своего добились - грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие. В церкви Иоанна Предтечи впервые был использован лекальный фигурный кирпич, пришедший на смену тесаному от руки. В декоре храма широко использованы поливные изразцы. По замыслу зодчего, насыщенность той или иной части здания изразцами зависит от степени удаленности от зрителя. Сложнее, богаче, изощреннее украшены ближние, нижние ярусы, и в первую очередь, крыльца.

Храм иконы Божией Матери «Феодоровская» тоже строился силами посадских людей. Сохранилась повесть о строительстве храма. В ней рассказывается, как местные жители выбрали за образец Вознесенскую церковь, сами провели обмеры и начали строительство. Профессиональные зодчие были приглашены позднее. Храм был освящен в 1687 году, а позже, в начале XVIII в. расписан. Фрески, выполненные артелью Федора Федорова и Федора Игнатьева, сохранились и представляют большую художественную ценность.

Невозможно говорить о ярославских изразцах и не побывать в Коровниках. В XVIII в. Коровницкая слобода была центром изготовления ярославских изразцов. Согласно градостроительного плана 1777 г. здесь находилось 18 керамических заводов. Храмовый комплекс в Коровниках считается одним из самых интересных в Ярославле. Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни и невысокой ограды со Святыми воротами. Храмы богато декорированы изразцами, а шатровая колокольня, одиноко возвышающаяся и похожая на огромную свечу, считается самой высокой в городе.

Итак, в нашей программе:

  • Спасский монастырь, ошибочно называемый Ярославским кремлем, и самый древний в городе Спасо-Преображенский собор, спроектированный предположительно Иоанном Фрязиным;

  • Церковь Николы Надеина с великолепными фресками 1640—1641 гг.;

  • Храм Рождества Христова с персидскими мотивами в экстерьере;

  • Храм Николы Мокрого с фантастическим изразцовым декором и старинной кованной решеткой паперти храма;

  • Храм Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, богато украшенный резными элементами и яркими изразцами;

  • Федоровский собор с уникальной настенной живописью начала XVIII в.;

  • Коровницкая слобода, где расположен редкий по своей красоте храмовый комплекс, принадлежащий старообрядческой общине

  • И много всего разного и интересного по пути.

 

ЦЕНА ВКЛЮЧАЕТ:

- аренду экскурсионного автобуса в Ярославле;

- обед;

- входные билеты в музеи и храмы по программе;

- услуги по организации и сопровождению поездки

2 700 р.

1
день
20 апреля 2019
ВНИМАНИЕ:

Чтобы избежать длинных пробок на подступах к Москве, едем в Ярославль на поезде-экспрессе

Билеты на поезд покупаются самостоятельно

Туда выезжаем 20 апреля в 07.35 на поезде № 102Я «Ярославль – Москва». Прибытие в Ярославль в 10.57.

Обратно - 20 апреля в 19.43 на поезде № 105Я «Ярославль – Москва». Прибытие в Москву в 22.58

Если вы хотите забронировать этот  тур выходного дня, позвоните нам по телефону +7 909 644 37 41 или напишите на info@smooth-travel.ru

  • Простая иконка Facebook черного цвета
  • livejournal-

© 2016-2018  «Затерянный мир»

Однодневные экскурсии, многодневные туры, туры выходного дня, исторические экскурсии, тематические путешествия

 

+7 (909) 644 37 41

info@smooth-travel.ru

  • livejournal
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon